Движущие факторы развития личности

Развитие личности происходит в условиях социального, конкретно-личностного бытия человека под воздействием обучения и воспитания.

Существует несколько концепций о движущих факторах развития личности, мы рассмотрим две из них: биогенетическую и социологическую концепции психического развития.

Биогенетическая концепция сводится к тому, что наиболее главным и основополагающим фактором развития личности является наследственный фактор (генетический). Все психические процессы человека, его способности передаются генетически, по наследству.

Социологическая концепция представляет личность как продукт взаимодействия элементов окружающей среды с человеком и элементов окружающей среды между собой

Предполагается, что при рождении человек вообще не обладает наследственными качествами, а они являются только приобретенными в процессе социализации. Человек при этом остается лишь существом, задача которого заключается в приспособлении кокружающей среде.

Активность же личности представляется не чем иным, как совокупностью, целостностью потребностей и мотиваций, являющихся как сознательными, так и неосознанными, которые подталкивают человека к деятельности по осуществлению этих потребностей.

Однако в таком, казалось бы, простом процессе встречаются трудности и противоречия, которые выражаются во внутрилич-ностных конфликтах. Дело в том, что потребности не могут удовлетворяться немедленно при их возникновении, для их удовлетворения и осуществления необходимы различные материальные и моральные средства, определенный опыт подготовки личности, разнообразные знания, навыки и умения.

Соответственно из этого вытекает, что движущие факторы развития личности обусловливаются противоречиями между трансформирующимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями для их удовлетворения.

Сделаем вывод путем обобщения всего вышесказанного.

Развитие личности – процесс, который определяется как социальными, так и общественными факторами.

Развитие личности – неделимый биосоциальный процесс, в котором совершаются не только количественные изменения, но и качественные, представляющие собой противоречия.

К противоречиям относятся:

  • противоречие между новыми потребностями, которые возникают в процессе деятельности, и возможностью или невозможностью их удовлетворения;
  • противоречие между выросшим физическим и духовным потенциалом ребенка и предшествующими формами взаимоотношений и видами деятельности;
  • противоречие между поднимающимися требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).

Огромную роль в целостном развитии и формировании личности играет процесс воспитания, которое организует и ориентирует развитие личности в зависимости от целей социума.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)